ОТПЛЫТИЕ НА ОСТРОВ КИФЕРА

 

 

 

 

Мы с тобой, как мотыльки...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Действующие лица.

 

 

                             

                                    Люся

                                    

                                    Айк

 

                                    Томас

 

                                    Татьяна

 

                                    Корина

 

                                    Радлов

 

                                    Мальчик

 

                                    Света, жена Айка

 

                                    Галя, сестра Айка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

 

 

Заброшенное здание старого санатория. Таких много еще осталось на Кавказе и в Крыму. Этих осколков прошлого. Помпезных, напыщенных, времен расцвета империи. Тем более бросается в глаза эта жалкость -- кругом трава, потрескавшиеся колонны, позеленевшие балконы. Некогда роскошная, теперь вконец разбитая лестница ведет к парадным дверям. Фонтан с похожим на чудовище гипсовым лебедем. Новый современный санаторий на горе. Временами оттуда доносится музыка. Появляются Айк и Люся. Айк -- загорелый, полуголый, напоминает героя американского боевика, несет чемодан.

 

Л ю с я. Куда вы меня привели?

А й к. Сестра поздно написала, я для тебя еще ничего не снял.

Л ю с я(после паузы). Здесь же никто не живет.

А й к. Почему? А я? Я работаю здесь сторожем. Днем по столярке. Не бойся, здесь совсем неплохо.

 

Они зашли в дом и пошли вверх по лестнице.

 

Л ю с я. Здесь же перил нет!

А й к. Ничего страшного, держись ближе к стене.

 

Поднялись на второй этаж и зашли в комнату. Она забита

снесенной отовсюду старой мебелью. Несколько кроватей, ширма,

кресла, тумбочки. На окнах, от вечных сквозняков, развеваются

ветхие занавески. Комната угловая, одно из окон выходит на

балкон, другое -- на террасу, опоясывающую этаж.

 

Л ю с я(подошла к окну, восторженно). Море совсем рядом!

А й к. На балкон не выходи, это уже опасно.

Л ю с я. А сюда?

А й к. Сюда еще можно. Но тоже аккуратненько.

Л ю с я(после паузы). Безумно!

А й к. Что?

Л ю с я. Нравится мне все это безумно!

А й к. А, я тебе говорил!

Л ю с я. Что здесь было раньше?

А й к. Здесь всегда был курорт.

Л ю с я. По ночам не гуляют призраки?

А й к. Женские.

Л ю с я (останавливает взгляд на стене). У вас даже картины?

А й к. Иллюстрация. Знакомый художник подарил.

Л ю с я. Мне здесь нравится.

А й к. У нас с тобой есть что-то общее.

 

Люся подошла к раковине, разглядывает ее.

 

Не надо так фамильярно. Она вот-вот рухнет.

Л ю с я. Это же мрамор! Здесь жил какой-то партийный вождь?

А й к. Не исключено. Какую койку ты выбрала?

Л ю с я(показала за ширму). Вот эту.

А й к. Я знал, что эту.

Л ю с я. Почему?

А й к. Я же сказал, что между нами есть что-то общее. Ты

хочешь забиться в угол.

Л ю с я. Я хочу забиться в угол? Почему?

А й к(после паузы). Со мной тоже такое было, но уже прошло.

Л ю с я(зашла за ширму). Не заходите, я переодеваюсь.

А й к. Я и не захожу. (После паузы.) Хотя, что стесняться? Мы

уже выяснили, что между нами есть что-то общее. Продолжим сближение.

Мы все равно этим кончим.

Л ю с я(после паузы). Вы... оригинал!

А й к. Думаешь, в этих стенах мало занимались любовью? ( Лег на

кровать, заложа руки за голову, пристально смотрит на Люсю.) А, ты такая же холодная, как все у вас там, на Севере!

Л ю с я. Я совсем не холодная! Просто я люблю, чтобы это

происходило как-то иначе.

А й к. Иначе это происходит только у рыб. (После паузы.) Так

ты недотрога? И вот эта недотрога почему-то отправляется на юг, в восточный блуд, в потное человеческое месиво... где все только и

думают о том, чтобы спариться... И мечтает о том, чтобы солнышко

приласкало ее высыхающее тело. Лет-то ей уже немало? Еще немного и двадцать пять?

Л ю с я(закашлялась). Вы... я не знаю...

А й к. Оригинал, да?

Л ю с я(тихо). Вы просто наглый...(После паузы, начинает

судорожно рыться в сумочке.) Когда вы найдете мне квартиру?

А й к. Конечно, уже не сегодня. Да ты не бойся, я не маньяк.

Мое дело предложить.

 

Люся идет к дверям.

 

Ты куда?

Л ю с я. Я... Я погуляю...

А й к. Ладно. Отдыхай. Мне все равно надо идти. (Встал.)

Пойдешь на пляж -- дверь защелкни на замок.(Бросил ключ. Люся от неожиданности поймала его.) О! Какие мы ловкие!

Не забудь про ключ!

 

Айк уходит. Люся одна. Доносится танго. Люся медленно

идет к окну. В комнате отдается каждый ее шаг.

 

Вечер. Комната Айка. Голоса на лестнице.

 

Г о л о с Т о м а с а. Опять эта чертова лестница! Я лучше

поползу сразу.

Г о л о с Т а т ь я н ы. Вот, он уже считает ступеньки!

 

Ввалились в комнату. Айк, Томас, Татьяна. Все трое

пьяны. Татьяна -- рослая, красивая девушка. Томас,

напротив, небольшой, щуплый, живой. Айк вытащил из-под

кровати бутылку вина.

 

Т а т ь я н а. Кто-то обещал нам бутылочку!

А й к. А это что?

Т а т ь я н а. Убого.

А й к. Что, что?

Т а т ь я н а. Слабо, говорю! Тут и половины нет.

А й к. Ну и пить ты горазда. подруга!

Т а т ь я н а. Жалко?

Т о м а с(размашисто тянет руку со стаканом). Наливай!

Т а т ь я н а. Айк, не наливай ему! Я его на себе не потащу!

Т о м а с. Наливай!

А й к. Татьяна права, ты знаешь мою лестницу.

Т а т ь я н а. Прошлый раз он так и полетел, всеми костями!

А й к. Да, покатишься, как шарик. Станешь квадратным.

Т а т ь я н а. Кубиком. Кубиком-рубиком! (Хохочет.)

 

Из-за ширмы вышла Люся.

 

Л ю с я. Добрый вечер...

А й к(искренне удивлен). Черт, кажется, у меня дама...(После

паузы.) Как прошел день?

Л ю с я. Отлично!

А й к(игриво). А ты... сгорела!

Л ю с я. Немного...

А й к. С солнцем надо поосторожней.

Т о м а с(грозит пальцем). С солнцем... да!

А й к(подставил ей стул). Садись.

Л ю с я. Спасибо. Я не хочу.

А й к. Садись, садись!

Л ю с я. Я не хочу...

А й к(наливает ей вино). Это -- мои друзья. Томас -- художник.

Это он мне картину подарил.

Т о м а с. Я всем дарю картины. Чужие! Вырываю из "Огонька".

Хочешь -- Веласкес! Хочешь -- Гоген! Я - щедрый!

А й к. Татьяна тоже здесь работает. Дежурит. На горе.

Т а т ь я н а(с вызовом). Почему? Я и здесь дежурю!

А й к(чокнулся). Выпьем!

Л ю с я. Я не буду.

Т а т ь я н а. Не приставай! Видишь, она не хочет. Человек не

хочет! (Перелила в свой стакан Люсино вино.)

А й к. Ты-то всегда хочешь!

Т а т ь я н а. Я, конечно! Всегда готов!

Т о м а с(после паузы). Она не хочет пить с негром?

А й к. Да, у Томаса папа негр.

Т о м а с. Мой папа -- мулат, сколько раз говорить! Мой

дедушка негр. Поэтому я тоже негр!

А й к. Негр-эстонец -- это гениально! (Наливает Люсе вино.)

Так ты расистка?

Т о м а с. Она -- расистка! Я этих расистов чую!

Т а т ь я н а(перелила Люсино вино в свой стакан) Не

приставайте к человеку! Посмотрите на ее плечи! Она ночь спать не будет!

Т о м а с. Надо намазать простоквашей. А я слижу. Это будет --

у-у! (Восторженно мычит.)

Л ю с я. Я нашла квартиру.

А й к. Будем дружить домами. Это далеко?

Л ю с я. На другом конце города.

А й к. Больших расстояний я уже не преодолею. Я старый и

ленивый. Да, Татьяна? Простимся!

Т о м а с. Пошли к морю!

А й к. Томас, ты любишь море? А ведь в Африке нет моря. Там

комары, джунгли, малярия. Там все друг друга едят!

Т о м а с. Я других есть не люблю, я других уважаю. Нет, у

моих предков был океан. Пена, прибой!.. У-у-у!

А й к. Да твои предки на плантациях вкалывали, как негры!

Т о м а с. Пена... Прибой... Там Афродита родилась, болван!

А й к. Ладно, уговорили. Где наш алкоголь? (Достал из-под

кровати еще одну бутылку вина, вызвав у Татьяны радостный вопль.) Что, довольна, алкоголичка?

Т а т ь я н а. Ты прелесть, Аркаша! Ты не жлоб.

А й к. Нет, я не жлоб. Сейчас мы заставим Томаса петь

африканские песни!

Т а т ь я н а. А я буду Афродитой! Буду купаться в пене!

А й к(Люсе). Идешь с нами?

Л ю с я. Нет...

Т о м а с. Почему эта женщина не с нами?

Айк, обьясни, я что-то не понял... Почему эта женщина не с нами?

А й к. Она с другими. Татьяна, сейчас мы его покатим!

 

Смех, голоса, музыка -- гул вечерней праздничной жизни.

 

Следующий день. Комната Айка. Айк лежит на кровати,

меланхолично глядя в потолок. Входит Люся, волоча чемодан.

Пауза.

 

Л ю с я. Я договорилась... А туда... родственники приехали.

А й к. Бывает. Ну что? Твоя коечка свободна.

Л ю с я. Спасибо. (Села на кровать, после паузы.)  Я ужасно

расстроилась!

А й к. Я понимаю.

Л ю с я. Я спрашивала в двух гостиницах!

А й к. В разгар сезона это бесполезно.

 

Пауза.

 

У тебя новая шляпка? Тебе идет. Я смотрю - сегодня с солнцем ты была поаккуратней.

Л ю с я(после паузы). Меня в ресторан пригласили...

А й к. Кто?

Л ю с я. На пляже...

А й к. Ты пользовалась успехом? Поздравляю.

Л ю с я. Не могу же я идти с незнакомыми людьми.

А й к. Ты хочешь со мной? У меня сейчас нет денег.

Л ю с я(после паузы). У меня есть.

А й к. Несчастная женщина копила деньги всю зиму, а я должен просаживать их в ресторане?

Л ю с я. Почему несчастная? Может, наоборот, счастливая?

А й к. Ну, счастливая женщина копила деньги всю зиму...

Л ю с я. Я не копила, это отпускные.

 

Айк засмеялся.

 

(С досадой.) Почему вы смеетесь? (После паузы.) Что тут смешного?

А й к(встал). Пойду пройдусь. Отдыхай. А что, если прислать

к тебе Томаса? Томас вполне платежеспособен.

 

Пауза. Айк закрыл за собой дверь. Люся раздраженно

швыряет на кровать сумочку.

 

Прошло несколько часов. Люся спит на кровати. Входит

Татьяна. Бесцеремонно рассматривает Люсю, та просыпается.

 

Л ю с я. Кто тут?

Т а т ь я н а. Я...

Л ю с я. Кто?.. А... (После паузы.) Сколько время?

Т а т ь я н а. Десять.

Л ю с я. Вечера?

Т а т ь я н а. Не утра же!

Л ю с я(после паузы). Вам, наверное, Аркадия... Так его нет...

Т а т ь я н а. Я знаю.

Л ю с я. Тогда что вам надо?

Т а т ь я н а. Просто интересно... Ты ушла или еще только собираешься?..

Л ю с я. Какое вам дело?

Т а т ь я н а. Ин-те-рес-но!

Л ю с я. Мне здесь нравится.

Т а т ь я н а. Даже? Я бы на твоем месте ушла.

Л ю с я. Ты не на моем месте.

 

Пауза.

 

Т а т ь я н а. Думаешь, он скоро придет? Хорошо, если к утру!

Л ю с я. Вот и прекрасно! Я лучше высплюсь!

Т а т ь я н а(после паузы). Я бы на твоем месте ушла.

 

Татьяна ушла. Пауза. Распахивается окно, ведущее на галерею. В нем - Айк.

 

Л ю с я(после паузы). Мне сказали, вы придете только к утру.

А й к(одним прыжком оказался в комнате). Я подумал, не вежливо оставлять даму на целую ночь.

 

В дверь постучали. Голос Томаса: "Але! Але! Аркаша! Я же

знаю -- ты дома! -- Пауза. -- Аркадик! Где, интересно, наша блондиночка? Аркадий!!! -- отчаянный стук в дверь. Пауза. И глубокий вздох: -- Ты свинья, Аркадий! Я, конечно, уйду. Но ты -- свинья. Запомни." Пауза. Шаги на

лестнице. Тишина. Раздается поскрипывание половиц.

 

Л ю с я. Это опять он?

А й к. Нет.

Л ю с я. А кто это?

А й к. Привидение.

Л ю с я. Я серьезно.

А й к. Я тоже. Говорят, здесь когда-то отравилась любовница Берии. Самое интересное, когда у меня дама, эта старушка обязательно появляется и... скрипит. Она этого не любит.

Л ю с я. Из-за Берии? Он же такой жуткий!

А й к. Она его любила.

Л ю с я(бессмысленно). Берию?

А й к. Ее похоронили на городском кладбище. (Проводит пальцем

по Люсиной щеке.)Понять женщину -- это то же, что искать черную кошку в черной комнате...

Л ю с я(бессмысленно). Почему?

А й к. Они сами себя не понимают. Ты себя понимаешь?

 

Свет медленно гаснет. Доносится музыка.

 

Л ю с я. Я все время слышу эту музыку. На курортах одна и та

же музыка...

А й к. Помолчи.

Л ю с я. Это танго, да?

А й к. Помолчи...

 

Следующий день. У входа в старый санаторий. Над фонтаном

сидит Люся. Подходит Томас.

 

Т о м а с. Рыбку ловите?  Здравствуйте.

Л ю с я. Здравствуйте.

Т о м а с. Где хозяин?

Л ю с я. Сейчас придет.

Т о м а с(комфортно расположился на солнце, на ступеньках). Как вам здесь?

Л ю с я. Хорошо.

Т о м а с. Вы же не первый раз на юге?

Л ю с я. Нет, конечно.

Т о м а с. Даю голову наотрез -- в таких декорациях вы впервые!

 

Вытащил блокнот, рисует.

 

Л ю с я. Что вы делаете?

Т о м а с. Рисую. Разговаривать можете, но не шевелитесь. Вы

-- красивая.

Л ю с я. Спасибо.

Т о м а с. Интеллигентная, красивая. Зачем вам этот самец? У него жена, ребенок, а он живет в этих развалинах и неизвестно чем занимается.

Л ю с я(после паузы). Столяркой...

Т о м а с. Я имею в виду -- черт-те чем в сравнении с его интеллектом. Конечно, я не пример. Я -- приличный художник, а мотаюсь по набережной, как дворняжка. Рисую портреты. Но я не меняю профессию. (После паузы.) Я люблю Аркашу, Аркаша мой друг. Только я вижу вас. Думаете, здесь жизнь? Жизнь на горе, в люксах, в шикарных номерах. Там люди, которые чего-то добились... Давайте как-нибудь в кабак сходим? Пьем, как свиньи! А я люблю, чтобы скатерть на столе была. Меня мать так приучила. У нее всегда на столе скатерть. Даже на кухне. Белая. Давайте, а?

 

Подошел Айк.

 

А й к. Ну что? Проспался?

Т о м а с. Не был я так уж пьян! Не выдумывай!

А й к. Спроси у Татьяны. (После паузы.) Одолжи пару бумажек. Надо накормить даму.

Т о м а с(протянул Айку деньги). Он поведет вас в пельменную.

Он всех своих дам водит в пельменную.

А й к. Отличное место! Вино на разлив, как река. Мне можно, я уже знаю меру. А вот тебе, друг негр, пора задуматься. Тебя невеста ждет. У него невеста в Таллинне. Настоящая скандинавка, блондинка.

Т о м а с. Натуральная.

А й к. Длинноногая, высотой с дверь!

Т о м а с. Да, она высокая девушка. Она самая высокая в Таллинне!

А й к. Ждет не дождется, когда Томас привезет ей чемодан денег.

Т о м а с. Привезу. Вот увидишь.

А й к. Пропьешь.

Т о м а с. Все не пропью. (Картинно вырвал лист из блокнота, протянул Люсе.) На память! (После паузы.) Пойду. Клиент пошел. Хорошее время. (Люсе.) Я живу недалеко. Видите крышу? В этом доме я квартирую. Заходите в гости.

 

Томас ушел.

 

А й к(заглянул Люсе через плечо). Похоже... Он к тебе приставал? Приставал, мерзавец!.. (После паузы.) Ну что, Пойдем?

 

Они не успевают уйти, как появляется Корина. Она спускается с горы, цепляясь за колючие кусты. Она похожа на мальчика, с короткой стрижкой, экстравагантная, раскованная.

К о р и н а. Эй! Эй! Эй! Черт! Айк, я сломала каблук! Ну, сними же меня!

А й к(подошел и помог Корине спрыгнуть). Надо ходить как все люди.

К о р и н а. Скучно! Каблук! Черт собачий! Такие дорогие туфли! Ты мне не рад?

А й к. Рад...

К о р и н а(не обращает внимания на Люсю, ведет себя, как избалованный ребенок.) Мы с Радловым опять на горе!

А й к. Я счастлив.

К о р и н а. Мы вчера приехали. Весь вечер просидели в баре. Голова... В общем, ты понимаешь. Я, кажется, забыла у тебя одну вещь...

А й к. Когда?

К о р и н а. Да еще весной. Не беспокойся, я сама...

 

Ковыляя, Корина ушла в дом, но скоро вернулась.

 

А й к. Нашла?

К о р и н а. Нет. Может, плохо искала. А, может, я ее забыла в другом месте? Не помню. Пошла. Встретимся. Ну, подними же меня, что ты стоишь?

А й к. Хоть уйти ты можешь по-человечески?

К о р и н а. Никогда! Подниматься легче, чем спускаться! А ты

куда собрался?

А й к. В пельменную.

К о р и н а. Надо сводить туда Радлова! Я помню! Там такая

прелесть!

 

Айк подсадил Корину, и вот она уже скрылась.

 

Л ю с я (после паузы). Кто это?

А й к. Корина.

Л ю с я. Странное имя...

А й к. Главное, чтобы ей нравилось.

Л ю с я(после паузы). Я не хочу в пельменную, куда ты водишь

своих дам!

А й к(после паузы). Ну... как хочешь...

 

Прошло несколько часов. Айк расположился на траве около

фонтана. Проходит Люся.

 

(Ловит ее за край юбки.) Посиди со мной... Или ты считаешь, что для этого мы слишком мало знакомы? Я получил от сестры письмо. Она пишет

о тебе.

Л ю с я. Обо мне?

А й к. Вы же подруги?  Как оказалось, ты серьезная девушка. Пишешь диссертацию. Я удивлен. Я тебя уважаю. Хотя должен тебе сказать, ночью ты такая же, как все. Прими это за комплимент.

 

Пауза.

 

Хочешь, чтобы я на тебе женился? Чтобы спать со мной в свободное от науки время?

Л ю с я. Нет, не хочу.

А й к. Врешь. Хочешь. (После паузы.) Я не могу на тебе жениться. Я женат. У меня дочка. (После паузы.) Я приехал сюда зимой, перед Новым годом, заработать жене на шубу... Есть такая штуковина - "шабашка"... Не слыхала?

 

Пауза.

 

Конечно... У тебя нет мужа, которого можно послать на шабашку. (После паузы.) Шабашка -- это когда несколько здоровых, дееспособных мужиков

из малообеспеченной среды научно-технической интеллигенции вкалывают

от зари до зари над каким-нибудь туалетом, коровником или вот таким

санаторием... Вкалывают, как бобики, хуже негров... Месяц, два, три... Приносят любимым женушкам пачку денег, добычу, а те распускают все

это дело за три дня. Это и есть шабашка! (После паузы.) Здесь на Новый год совсем не так, как у нас... Слякоть, дождь... Довольно погано.(После паузы.) Сейчас начало августа, а я все еще здесь. Моя жена благополучно сожительствует с одним из друзей дома, так что я пока на Родину не спешу. Но у меня есть жена, мать моего ребенка, сам ребенок... Полный джентельменский набор! Так что, дорогая моя, тебе остается просто со мной спать. Из любви к искусству этого дела.

Л ю с я. Нет...

А й к. Будь свободней. Научись наплевать на все! Делай, что хочешь, и станешь человеком. Я оригинал, да?

Л ю с я. Нет... Циник...

А й к. Цинично называть вещи своими именами? Думаешь, если навесить на какие-то тонкие отношения словечко "любефь", это сразу изменит существо дела? Нет, существо дела от этого не меняется. У меня с женой тоже была эта ваша так называемая "любефь", но это не помешало ей спать с другом дома, а мне со всеми остальными женщинами. Тогда в чем же дело? (После паузы.) Ты нормально поела?

Л ю с я. Вполне.

А й к. И я -- вполне. Пельмени сибирские. Пельмени с маслом. Пельмени со сметаной. Стакан вина. Я много ем!.. (После паузы.) Расслабься! Посмотри на облака. Ты не кажешься себе по сравнению со всем этим маленькой такой, ничтожной?

Л ю с я. Нисколько!

А й к. Ты -- человек, который звучит гордо? (После паузы.) Расслабься! Нет, дорогая моя, мы с тобой, как мотыльки... Проснулись на рассвете, полетали, погрелись на солнышке, еще немного и пора складывать крылья, заснем вечным сном. Правда, кое-кто из мотыльков с претензией -- пишет диссертации... Но исключения только подтверждают правила. Все равно больше всего мотыльки любят размножаться! Посмотри на эти толпы! Изнывают! Липнут друг к другу! Смотрят возбуждающие фильмы, читают возбуждающие книги. Не жизнь, а сплошные мечты о соитии! (После паузы.) На юге можно пропасть. (После паузы.) Не бойся. Это еще зависит от желания. Я хотел пропасть.

 

Показался Радлов. Невысокий, поджарый, седой. Заметив

Люсю, делает вил, что проходит мимо.

 

С приездом!

Р а д л о в. Спасибо. (Остановился, подошел, обменялись рукопожатием.) Как думаешь, будет погода?

А й к. Минут через сорок. Познакомься, Люся...

Р а д л о в. Радлов. Джентльмены предпочитают блондинок? (Люсе.) Не комплексуйте. Вы -- очаровательны.

 

Радлов ушел. Показался Мальчик. Крепкий, накаченный парень с детским лицом.

 

М а л ь ч и к. Привет.

А й к. Здравствуй.

М а л ь ч и к. Радлов проходил?

А й к. Ты же знаешь.

М а л ь ч и к. Я спрашиваю, Радлов проходил?

А й к(после паузы). Проходил.

 

Мальчик скрылся. Пауза.

 

Л ю с я. Кто это?

А й к. Мальчик.

Л ю с я. Нет. Тот...

А й к. Тебе же сказали -- Радлов. Это человек, который может купить половину этого города. (После паузы.) Ты веришь в предчувствия?

Л ю с я. Нет, у меня они не сбываются.

А й к. А я верю... Вроде, здоровый мужик... Смешно! (После паузы.) Как тебе это гипсовое чудовище, Томас зовет его -- лебледенок. Опять скажешь, что я циник? (После паузы.) Можно попросить тебя об одном одолжении,

Л ю с я. Да?

А й к. Поживи у меня немного. Я не буду к тебе приставать. Просто

по-будь. Мне с тобой спокойно.

 

Комната Айка. Айк один. Стук в дверь.

 

А й к(настороженно). Кто там?

Т о м а с. Я...

А й к. Подожди... (Открыл дверь, запертую на ключ.)

Т о м а с(вошел). Ты один? Где девушка?

А й к. На пляже.

Т о м а с(глянул на ключ в дверях). Воров боишься?

А й к. Что у меня брать? Это ты у нас богатый!

Т о м а с. Я богатый? Какой я богатый?

А й к(поддразнивает). Богатый, богатый!

Т о м а с. Нет, ты что действительно думаешь, что я богатый?

А й к. Ты популярен. На набережной к тебе очередь.

Т о м а с. Несколько безумных девиц и две-три пенсионерки,

это популярность? Знаешь, сколько я плачу за квартиру? Мне нужна отдельная комната, я не могу лишь бы как! (После паузы.) А ведь, действительно, кто-то думает, что я богатый...

А й к. Думают, думают!

Т о м а с. Я голый отсюда уеду, вот увидишь. Потом, я пью!

А й к. Такие все не пропивают.

Т о м а с. У меня ни хрена не останется. Только на обратный билет.

А й к. У меня и этого не осталось.

Т о м а с. Куда мне до тебя!

А й к. Да, куда тебе до меня!

Т о м а с. Сам когда думаешь сваливать?

А й к(после паузы). Не знаю.

Т о м а с. Жена зовет! Что еще надо? Подумаешь, изменила! С кем не бывает? Сам не святой. Или ты святой?

А й к. Я ей не изменял.

Т о м а с. Будешь считаться! Сейчас ты станешь изменять, а она -- нет. Вот увидишь! Так всегда бывает. Вспомнишь меня! (После паузы.) Семья, дом... Что еще надо?

А й к. Дело уже не в этом.

Т о м а с. А в чем дело?

А й к. Она мне чужая.

Т о м а с. Так все -- чужие. (После паузы.) Семья, дом. Белая скатерть. Чем плохо? Лучше болтаться, как я? (После паузы.) Пойду искупаюсь...Голова болит, работать не могу...

А й к. Как же твои старушки?

Т о м а с. Перебьются.

А й к. Пьешь много.

Т о м а с. Как тут рассчитаешь? Рюмкой меньше -- недобор,  рюмкой больше -- перебор... Возьму одеяло.

А й к. Люся не для тебя... Хватит с тебя Татьяны. Потом, она все-таки моя девушка.

Т о м а с. Знаю я твоих девушек! Что они все в тебе находят? Самец проклятый!

 

Томас ушел. Айк прошелся по комнате, остановился у окна,

меланхолично насвистывает. В открытую дверь входят Радлов

и Мальчик. Вошли, остановились. Мальчик прикрыл дверь.

Пауза.

 

А й к(обернулся, после паузы). Водки хочешь?

Р а д л о в. Нет.

А й к. Не пьешь водку?

Р а д л о в. Жарко сегодня.

А й к. Здесь всегда жарко.

Р а д л о в(Мальчику). Подожди внизу.

 

Мальчик ушел.

 

А й к. Зачем тебе этот ублюдок?

Р а д л о в. Главное, чтоб мне было -- зачем.

А й к. Логично.

Р а д л о в. Он мне нравится. (После паузы.) Помнишь, о чем мы говорили весной?

А й к. Конечно.

Р а д л о в. Ты сдержал слово? (После паузы.) Она мне сказала, что ты ей писал.

А й к. Неправда.

Р а д л о в. Значит, ты ей не писал?

А й к. Нет.

Р а д л о в(после паузы). Возможно... У ней туман в голове...

(Прошелся по комнате, остановился.) В какое окно она постучала?.. В это?.. Она к тебе подошла или ты к ней? (После паузы.) Скорее всего она. Она всегда подходит первой.

А й к. Вы оба сумасшедшие!

Р а д л о в(пристально смотрит на Айка). Высокий, красивый. Сколько тебе лет, Аркадий?

А й к. Тридцать один.

Р а д л о в. А мне пятьдесят два. (После паузы.) Иногда кажется, что внутри уже все закаменело... Только, когда она рядом, я еще что-то чувствую...

А й к. Я рад за вас обоих... Только у меня внутри еще не все закаменело! Мне действует на нервы!..

Р а д л о в(усмехнулся). А ты не нервничай.

 

Стук в окно, выходящее на галерею. Оно распахивается.

В окне -- Корина. Радлов закрыт от нее углом стены.

 

К о р и н а. Привет! (После паузы.) Я, кажется, сказала -- привет!

А й к. Привет...

К о р и н а. Как тебе мой купальник? Я так шла с самого

пляжа. В парке какой-то хрыч заставил надеть юбку. Это было что-то! Посмотри, какая ткань! В воде не намокает. Противно плавать в мокрой одежде. Я как-то попробовала голой... Я не рассказывала? В другой раз. Ты слишком серьезный. Вечером отправь свою подружку куда-нибудь... Куда-нибудь подальше!.. Хочется поболтать. Радлов идет играть в карты. Это для него святое. Может, и ее отправим играть в карты? К сожалению, Радлов не любит таких старых. Ведь он сам старый. Старые не любят старых. Ну, подойди же ко мне, подойди... Стоит, как столб! Ты что, Радлова боишься? Думаешь, я не знаю, что он здесь стоит? ( Радостно хохочет.)

Р а д л о в(вышел). Проститутка!

К о р и н а. Я сейчас умру! (Заходится от смеха.)

Р а д л о в. Дрянь. (После паузы.) Иди домой.

К о р и н а. Это куда?

Р а д л о в. В номер.

К о р и н а(с вызовом). Куда хочу, туда и иду! Аркаша, ты знаешь, это только здесь мы вместе. А там мы врозь. Там у него дети, внуки... А жену он боится!

 

Пауза. Атмосфера на грани взрыва.

 

Р а д л о в(тихо). Иди в номер.

К о р и н а. Не нервничай, Радлов. В твоем возрасте это вредно. Может что-нибудь хватить. Что-нибудь там с сердцем или с головой...Что может хватить в твоем возрасте? (После паузы.) Ладно. Не скучайте! Пока!

 

Корина ушла. Пауза.

 

Р а д л о в. У тебя только водка?

А й к. Есть немного вина.

Р а д л о в. Давай!

 

Айк налил ему вина. Радлов отпил, морщится.

 

А й к. Не нравится,

Р а д л о в. Это дело привычки. К хорошему легко привыкаешь.

(Смотрит в окно.) С кем она там?

А й к. Томас. Художник.

Р а д л о в. Что это она с ним так долго? (С отвращением допил вино.) Мне тебе верить, Аркадий? (После паузы.) Я тебе верю...

 

Вечер. Айк лежит на кровати. Входят Томас и Люся.

 

Л ю с я. Мы были в ресторане. Томас расстроился -- у нас оказалась грязная скатерть. В остальном там было неплохо. Даже накормили прилично.

Т о м а с. Замечательно накормили! А на Люсю все оглядывались. Приятно сходить в ресторан с красивой женщиной!

 

Пауза.

 

Может, попьем чего? Чаем не угостишь?

А й к(не двигаясь с места). Вы -- пейте. Мне не хочется.

Л ю с я. Мне тоже не хочется.

Т о м а с. Мне уходить?

 

Пауза.

 

Я люблю женщин... Бескорыстно...Я не собственник! Какая-нибудь простушечка... Вдруг посмотришь на нее, она начинает расцветать, расцветать... И вдруг -- такая прелесть!

А й к. Что ты там бормочешь?

Т о м а с(вздохнул). Рассуждаю...

А й к. И не пьян?

Т о м а с. Нет, я сегодня не пьян. Мы пили красиво, да? Медленно, с хорошей закуской... Скатерть подкачала, ну ничего... Мы смотрели на море... (Вдруг спохватился.) Пойду.

А й к. Счастливо.

 

Томас быстро поднялся и ушел. Люся переоделась, легла на свою кровать за ширму.

 

Л ю с я. Он в меня влюбился. Смешно. У него невеста в Таллинне. Самая высокая девушка в городе.

А й к. Томас влюбчив.

Л ю с я. Он так расстроился, когда увидел на скатерти пятно. Ребенок. И жуткий фантазер. Он редко бывал в ресторанах. Ему кажется, что это что-то запредельное. А наши рестораны -- это всегда пошлость, жуткая сервировка и плохая еда. Я хвалила, не хотела его расстраивать.

А й к. Все мужчины фантазеры.

Л ю с я. И все женщины. Только, наверное, старики не фантазеры.

А й к. И старики фантазеры.

Л ю с я. Тебе неприятно, что я ходила с Томасом в ресторан?

А й к. Напротив. Если я не могу сводить туда свою даму, пусть это сделает кто-то другой. Я не собственник.

 

Пауза.

 

Л ю с я. Я взяла билет...

А й к. Даже?

Л ю с я. На понедельник.

А й к. Спасаешься бегством?

Л ю с я. Почему?

А й к. Ты не привыкла делать то, что тебе хочется. Ты трусиха. Тебя, наверное, слишком активно воспитывали в детстве... Меня тоже активно воспитывали в детстве. Но в один прекрасный момент я все это... сбросил.

 

Пауза.

 

Что ты там вздыхаешь?

Л ю с я. Я совсем не вздыхаю...

А й к. Что? Так и будешь киснуть одна?

 

Пауза. Люся встает и ложится рядом с Айком.

 

Совсем другое дело.

 

Пауза. В окно, выходящее на галерею, стучат.

 

Кто там?

К о р и н а. Я...

А й к(зло). Подожди! Я сейчас оденусь!

 

Айк оделся и через окно выбрался на галерею.

 

К о р и н а. Радлов ушел играть в карты. Ты думал, он не пойдет?

А й к(раздраженно). Я ничего не думал! Почему все должны думать только о тебе и о твоем Радлове!

К о р и н а. А разве нет?

А й к. Мне есть о чем думать!

К о р и н а. Разве я тебе не нравлюсь? Радлов с ума сходит от ревности.

А й к. Я поздравляю... Радлова...

К о р и н а. Вредный! Несколько месяцев назад ты говорил совсем другое. Напомнить? (После паузы.) Посмотри, скоро полнолуние! Не могу спать в полнолуние! Может, пойдем выкупаемся? (После паузы.) Самое смешное, я не могу ревновать Радлова к его жене! Она чем-то похожа на мою мамашу. Такая большая, толстая тетка! Таких хочется потискать. Его младшая дочь, между прочим, на полгода старше меня. Вылитый Радлов! Такая квадратненькая... Ты знаешь, что выкинула моя мамаша? Выгнала меня из дома! Если бы она как-нибудь по-другому, если бы у нее было что-то в голове! Понимаешь? Я не терплю, когда мной командуют!(Даже топнула ножкой.) Радлов снял мне квартиру. Такая славненькая квартирка... просто прелесть! Там у меня...

А й к(перебивает). Слушай, Корина, мне все это очень интересно, но я занят. У меня -- дама.

К о р и н а(капризно). Мы же договорились встретиться!

А й к. Я с тобой ни о чем не договаривался.

К о р и н а. По-твоему, я должна гулять одна?

А й к. Иди спать!

К о р и н а. Я не могу спать в полнолуние!

А й к. Тогда иди играть с Радловым в карты.

К о р и н а. Ненавижу карты!

 

Айк возвращается в комнату.

 

Ты меня бросаешь,

А й к. Аккуратней на лестнице, выбиты ступеньки.

К о р и н а. Свинья! Ты мне мстишь! За то, что я с Радловым, а не осталась тогда с тобой!

А й к(сухо). У тебя был вариант остаться?

К о р и н а. Ты бы умер от счастья! Нет, Радлов настоящий мужчина! А ты кто? Ты кто? Дурак! Тьфу! Ноль без палочки! Тьфу! Тьфу! (Побежала по галерее к лестнице, но споткнулась, схватила упавшую туфлю и запустила в Айка.) Дурак! Свинья!

А й к(туфля задела его по лицу). Идиотка... Сумасшедшая...

 

Доносится шум -- это Корина упала на лестнице, спускаясь с галереи. Слышны ее вопли и чертыхания.

 

Сумасшедшая...

 

Айк поднял туфлю, подошел к краю террасы и бросил ее вниз.

 

Туфлю надень...

 

Вернулся в комнату. Его кровать пуста. Лег.

 

Извини, я здесь не при чем. У меня с ней был момент, правда... Она поссорилась с Радловым... Ходила в дождь по парку, потом забралась на галерею и заглянула ко мне в окно... (После паузы.) Я только узнал про жену... был как в угаре... У меня тогда было много женщин... (После паузы.) Мне почему-то не хочется, чтобы ты думала обо мне хуже, чем я есть...Не надо думать обо мне хуже, чем я есть... (После паузы.) Почему ты молчишь?

 

Айк встает, подходит к Люсиной кровати, отодвигает ширму. Ее кровать пуста. Люси нет в комнате.

 

Ну... как хотите... мадам...

 

Тишина. Слышна далекая музыка.

 

 

 

 

 

                                    

 

                                      ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

 

 

 

Утро следующего дня. Из дома выходит Айк. Делает несколько взмахов руками, что должно обозначать зарядку. Брызгает в лицо водой из фонтана. На этом, исчерпав утренний ритуал, садится, меланхолично глядя куда-то в пространство. Пояляется Томас.

 

Т о м а с. Привет! (После паузы.) Люся просила забрать вещи...

(После паузы.) Что-нибудь не так?

А й к. Все нормально, старик... Чемодан наверху.

 

Томас поднялся наверх, спустился с чемоданом.

 

Т о м а с(после паузы). Я не думал, что так получится.

А й к. Чего хочет женщина, того хочет Бог.

Т о м а с. Она через несколько дней уезжает.

А й к. Я знаю.

Т о м а с(после паузы). Сам когда собираешься?

А й к. Об этом мы уже говорили.

Т о м а с. У тебя -- семья, у тебя -- ребенок...

А й к. Не гнусавь! У тебя невеста в Таллинне!

Т о м а с. Какая она мне невеста! Я уже три месяца не знаю, чем она там занимается!

А й к. Тогда женись на Люсе. Есть мужчины, которые хотят жениться. И есть женщины, которые хотят замуж. Им надо найти друг друга. Получится гармония. А что? Я неплохо придумал. (После паузы.) Люся -- порядочная, интеллигентная девушка. Она не будет тебе изменять.

Т о м а с. Ты думаешь?

А й к. Конечно!

Т о м а с(взялся за чемодан). Я пошел... (После паузы.) Какие планы на день?

А й к. У меня? Прежние. В день -- тумбочка. В месяц -- тридцать тумбочек. Когда починю последнюю, сломается первая.

Т о м а с(после паузы). Ей-богу, Аркаша, я не думал, что так получится. Может, я свинья?

А й к. Ладно. На том свете сочтемся. Угольками.

 

Томас ушел, какое-то время Айк один. Появляется Татьяна.

 

Т а т ь я н а. Томас приходил?

А й к. Раз знаешь, что спрашиваешь?

Т а т ь я н а. Меня здорово надули!

А й к. Ты о чем?

Т а т ь я н а. Откуда я его только не вытаскивала, мерзавца! Ты знаешь его пьяного! Позавчера за "Якорем" его уже бить собрались.

А й к. Томаса бить одно удовольствие. (После паузы.) Хотела поехать в Таллинн?

Т а т ь я н а. Разбежалась! Плевать мне на его Таллинн!

А й к. Хороший город. Зачем на него плевать? (После паузы.) Нас обоих надули.

Т а т ь я н а. Ты в нее влюбился?

А й к. Слишком сильно сказано. Но мужское самолюбие у меня есть. (Вытащил из недр фонтана бутылку вина.) Запьем это дело?

Т а т ь я н а. За это я тебя, Аечка, и люблю. Никогда не знаешь, что ты выкинешь.

А й к. За то, что я не жлоб? Я не жлоб, но я контролирую твою нравственность. Все дело в том, что ты идешь не "на", а "с". Улавливаешь разницу?  Не "на", а "с"!

Т а т ь я н а. Дежурства,

А й к. Умница! Мне, старому дядьке, терять нечего. Могу и "на".

Т а т ь я н а. На сутки оставила человека! И вот -- пожалуйста! И что это меня на нем так заклинило?

А й к. Это ты у себя спроси.

Т а т ь я н а. Я и в тебя была влюблена.

А й к. Врешь!

Т а т ь я н а. Ей богу! Но я в это дело не полезла. Я сразу сообразила, чем кончится.

А й к. Сообразительная!

Т а т ь я н а. Ты же знаешь, что мне нужно.

А й к. Конечно, знаю. Тебе нужна -- любефь!

Т а т ь я н а(после паузы). Я его даже к матери таскала. Мать говорит: "Не трать, Танька, зря время..."

А й к. Мать надо слушать.

Т а т ь я н а. Мне один парень из Мурманска уже два года пишет. В каждом письме: "Ай лав ю! Ай лав ю!"

А й к. Да брось, Татьяна! Ты -- красивая девушка. Ты -- хороший товарищ. Пьешь, но знаешь меру. Тебе цены нет! Ты еще найдешь классного мужика!

Т а т ь я н а. Никто мне не нужен. Веришь? (После паузы.) И что я к нему так приклеилась?

А й к(мрачно). Все навоображают себе какой-то там идеал... То, что рядом, неинтересно. Нужно то, что далеко. То, что никак нельзя. То, что чужое. Вот такая подлость!

Т а т ь я н а. Она для него идеал?

А й к. Я абстрактно.

Т а т ь я н а. А кто для тебя идеал?

А й к. Я обхожусь без.

Т а т ь я н а. Хитрее всех?

А й к. Всегда терпеть не мог идеалы, нравоучения, проповеди, примеры из хрестоматий... Я их... В гробу я их видел! Обратила внимание, если тебе вешают лапшу на уши, красиво говорят, жди пакости.

Т а т ь я н а. Это точно!

 

Пришел Мальчик с небольшой корзинкой.

 

М а л ь ч и к(поставил корзинку). От Радлова. Он зайдет.

А й к. Когда?

М а л ь ч и к. Сегодня.

Т а т ь я н а(заглянула в в корзинку). Это вино. У, какое вино!

М а л ь ч и к. Он плохое не пьет.

А й к(усмехнулся). Так шикарно мы еще не жили! (После паузы.)

Ты все еще у него служишь?

М а л ь ч и к. Как видишь!

А й к. Сколько он тебе платит?

М а л ь ч и к. Хватает. Еще вопросы?

А й к. Пока нет.

М а л ь ч и к. Я передал.

 

Мальчик ушел.

 

А й к. Почему я его терпеть не могу?

Т а т ь я н а. Нормальный парень.

А й к. Он же тупой.

Т а т ь я н а. Не тупее других.

А й к. Почему тогда ты выбрала Томаса, а не эту гору мяса?

Т а т ь я н а. Дура, вот и выбрала. Умная б не выбрала! (Вытащила из корзинки бутылку.) Посмотри, какое вино!

А й к. Можно подумать, ты такое не пила.

Т а т ь я н а. Пила, конечно. Только не с тобой. (После паузы.) Они сегодня всю ночь ругались.

А й к. Кто?

Т а т ь я н а. Да Радлов со своей козой. Я сидела на их этаже.

А й к(после паузы). Подслушивала?

Т а т ь я н а. Зачем? Просто я не глухая. По-моему, они даже дрались. Я так поняла, она где-то шаталась ночью. (После паузы.) Слушай, Айк, с тобой? Я -- дура. С тобой, да? Ну, ты даешь! Ну, Айк... Радлов тебя убьет!

А й к. Перестань голосить.

Т а т ь я н а. Ну, Айк!..

А й к. Лучше зайди к Томасу.

Т а т ь я н а. Я у него уже была!

А й к. Зайди еще раз. Скажи, у меня день рыбака, день врача, день учителя. Я приглашаю!

Т а т ь я на. Испугался?

А й к. Нет. Просто предпочитаю, чтобы со мной расправлялись при свидетелях.

 

Прошел день. Комната Айка. Время перед закатом. Колышутся занавески, веет прохладой, доносится музыка. Входит Айк, какое-то время стоит в задумчивости, потом подходит к раковине, ополаскивает стаканы. Входит Татьяна.

 

Т а т ь я н а. Их еще нет?

А й к. Нет.

Т а т ь я н а. Я думала, они уже здесь.

А й к. Как видишь.

Т а т ь я н а. Помочь?

А й к. Сам справлюсь.

Т а т ь я н а(смотрит на стену). Как называется эта картина?

А й к. Не помню.

Т а т ь я н а. И я забыла. Томас говорил.

А й к. В названия я плохо врубаюсь.

Т а т ь я н а. Там родилась Афродита.

А й к. Нет, все эти полуголые дамочки и мужички только собираются на остров, где она родилась. Только собираются! В том-то и все дело.

Т а т ь я н а. Смешные!

А й к. Другая историческая эпоха.

Т а т ь я н а. А зачем они туда собираются, как ты думаешь?

А й к. Как - зачем? Любовью заниматься. Устроят групповой секс.

Т а т ь я н а. У тебя одно на уме. А Томас говорит, они там цветочки будут класть на алтарь!

А й к. Полуголые?

Т а т ь я н а. Как подумаешь, сколько людей жило до нас, страшно становится.

А й к. А ты не думай. Женщинам вредно об этом думать.

Т а т ь я н а. Почему?

А й к. Не тот склад ума. Помню, я жил в общежитии, в восемнадцать лет, на практике... Обыкновенное рабочее общежитие... еще до сексуальной революции... Так там с утра до ночи и с ночи до утра стоял сплошной скрып! Любефь! А у меня к этому делу ничего, кроме отвращения.

Т а т ь я н а. Просто ты был вредный, все не как у людей.

 

Вошли Томас и Люся.

 

Т о м а с. Мы пришли!

А й к(после паузы). Расслабься!

Т а т ь я н а(налила в стакан вино и протянула Томасу). Балдей, Томас, балдей!

Т о м а с(нерешительно). Мы собирались в кино...

А й к. Хорошее дело.

Т о м а с. Потом... Я завязал...

А й к. Это когда?

Т о м а с. Сегодня утром. (После паузы.) Слушай, откуда у тебя деньги?

А й к. Нескромный вопрос. Кое-кого ограбил.

Т о м а с(отпил). Хорошее вино.

Т а т ь я н а. Не хочешь, не пей. Нам больше останется.

Т о м а с. Да ну вас! (Выпил.)

Т а т ь я н а. Мы говорили о твоей картине.

То м а с. Это не моя картина.

Т а т ь я н а. А мы думали -- твоя!

Т о м а с. Ватто. Отплытие на остров Кифера.

Т а т ь я н а. Он кто по национальности?

А й к. Тоже негр!

Т о м а с. Нет, Ватто не негр. Ватто -- француз.

Т а т ь я н а. Он умный, он все знает!

А й к. Он -- образованный.

Т а т ь я н а. А я о чем говорю? (Томасу.) Добавить? (Подлила вина.)

Т о м а с(охмелел). Давай чокнемся ! Ты же знаешь, как я к тебе отношусь. Я тебя люблю!

Т а т ь я н а. Я знаю, как ты меня любишь!

Т о м а с. Конечно! Не надо так бровями, не надо... Когда-нибудь ты встретишь человека, да... Ты поймешь... Ты простишь меня, Танька! (Искренне расстроен.)

Т а т ь я н а. Ты встретил человека? Вот в этой постели? Томас, ты меня уморишь!

 

Люся встала.

 

Т о м а с. Люся, не надо! Не надо! Она извинится... У нее грубый характер... У нее язык... Но сердце у нее... Танька, извинись!

Т а т ь я н а. Айк, обрати внимание, он уже пьяный!

Т о м а с. Я не пьяный! Я хмелею быстро, да, но я не пьяный! Я все понимаю! Все! Ты должна извиниться!

Т а т ь я н а(угрюмо). Пусть он отвяжется. Или я уйду!

 

Входят Радлов и Корина.

 

Т о м а с(с оживлением переключается на него). Мы с вами где-то встречались!

Р а д л о в(снисходительно). Должно быть, здесь.

Т о м а с. Возможно. У вас такое вы-разительное лицо... Я запомнил... Ваша дама грустит? Почему грустит ваша дама?

Р а д л о в(Корине). Хочешь выпить?

К о р и н а. Нет.

Р а д л о в. Мы выпьем. Налейте... И мне, и даме. (После паузы.) Выпьем, Аркадий! Не нервничай... Чтобы я с тобой ни сделал, я не верну себе молодость. Верно? Так что же нервничать? Не надо нервничать. Ни мне, ни тебе. За дам! (Выпил стакан, стакан разбился о стену.)

Т о м а с(почтительно). Кра-си-во пьем!

Р а д л о в. Я отдаю тебе девушку, Аркадий. Бери ее. Это будет честнее, чем бегать друг к другу по ночам.

А й к(пытается что-то сказать). Я...

Р а д л о в. Помолчи. (После паузы.) Когда я впервые ее увидел, я подумал... Вот ангел... Она светилась...

К о р и н а. Ненормальный! Нашел ангела. Я уже два года имею дело с ненормальным! Ты видишь? Он меня ударил! Кретин!

Р а д л о в. Не надо хамить старшим, детка... (После паузы.) Я оставляю вам номер... Ключи, деньги... (Бросил на стол деньги и ключи.) Надоест --отправишь ее домой.

К о р и н а. Ты меня бросаешь?

Р а д л о в. Я тебя уже бросил.

 

Радлов уходит.

 

К о р и н а(после паузы). Радлов! Радлов! Вернись! Ты пожалеешь! (После паузы.) Скотина... (Бьется головой о стену, все больше распаляясь.)  Скотина! Скотина! Скотина!

Т о м а с. Такая красивая девушка...

К о р и н а(в истерике). Кретин! Старый осел!

Т о м а с. Такая красивая...

К о р и н а. Заткнись!!! (Хватает осколок разбитого стакана и пытается резануть им по руке. Айк удерживает ее, она яростно сопротивляется.) Иди к черту! Идите все! К черту! Сволочи! Подонки! (Айку, с ненавистью.) Ненавижу!.. Уйди!...

А й к(Татьяне). Отведи ее в номер.

Т а т ь я н а. Я с ней не справлюсь.

К о р и н а(после паузы). Да ладно... Я сама пойду... (Пошатываясь, пошла к дверям.) Он пожалеет... Он у меня пожалеет...

А й к(Татьяне). Иди, иди! Не оставляй ее.

К о р и н а(жалобно). Пожалуйста... Я одна боюсь...

Т о м а с(с готовностью). Я тоже! Такая красивая девушка!

 

Татьяна и Томас ушли за Кориной. Пауза.

 

А й к. Томас влюбчив! (После паузы.) Ну что, выпьем? Не хочешь? А я выпью... Хорошее вино, почему не выпить?.. Не бойся, я не Томас, меня так просто не свалишь... (Выпил.) Ну, что молчишь? (Собирает с пола осколки стакана, выбрасывает. Порезался.) Черт! (Взрывается. Кричит.) Мне кто-нибудь скажет, что я здесь делаю? А? Что я здесь делаю? Черт те где, черт те когда, черт те с кем! (После паузы.) Не обижайся, это к тебе не относится. (Жалобно.) Я порезался!.. Я весь в крови!..

Л ю с я. Подожди, дай я...

 

Подходит к Айку, вытирает кровь.

 

Ничего страшного...

А й к. Я ранен!

Л ю с я. Это царапина.

А й к. Почему тогда столько крови?

Л ю с я. Наверное, лопнул сосуд.

А й к. Все равно больно. (После паузы.) Где ты была раньше?

Л ю с я. Когда?

А й к. Весной... Хотя нет, весной... Весной... Я не помню уже, что было весной... Весной я бы тебя и не запомнил... Раньше! Но раньше у меня была жена. Я никогда не думал, что она ангел, но... Я   ей верил. Она мне нравилась... Она такая, знаешь, русая... с очень нежной кожей...Только ты не переживай... Ты мне тоже нравишься... Ты не хуже... Просто все приходит, когда приходит и уходит, когда уходит. Ничего с этим не поделаешь... Как думаешь, зачем человеку свобода? Не знаешь? А я знаю. Затем, чтобы он в конце концов очутился в такой вот берлоге! В такой разваленной халупе! Чинил тумбочки и не пил хорошего вина! Чтобы какой-нибудь Радлов его унижал... Вытирал о него ноги!

 

Вошел Томас.

 

Т о м а с. Это я. Я их проводил... (После паузы.) Что? Будем расходиться?

Л ю с я(после паузы). Я останусь...

 

Пауза.

А й к(с пьяным торжеством). Ты слышал, Томас? Она остается! Она настоящая русская женщина. Она меня жалеет!

Т о м а с. Тебя? (После паузы.) Я осел...

А й к. Что-нибудь не так?

Т о м а с. Все нормально. (После паузы.) Чего хочет женщина, того хочет Бог.

 

Томас ушел. Тишина. Доносится музыка. Слышны песни цикад. Медленно гаснет свет.

 

Прошло несколько часов. Глубокая ночь. Перед старым санаторием появляется Томас с Люсиным чемоданом, бормочет что-то, жестикулирует, разговаривает сам с собой. Потом оставляет чемодан перед парадными дверями и собирается уходить. Из темноты выходит Корина, закутанная в одеяло.

 

К о р и н а. Что ты тут делаешь?

Т о м а с(растерялся). Я? (После паузы.) Я чемодан принес.

К о р и н а. Ночью?

Т о м а с. А что? Я не могу носить чемоданы, когда мне хочется?

К о р и н а. Дело твое.

Т о м а с. Вы что здесь делаете?

К о р и н а. Не спится.

Т о м а с. Вы похожи на привидение.

К о р и н а. Ваша Татьяна влила в меня какую-то гадость, я вырубилась... Проснулась... Вокруг -- жуть какая-то!

Т о м а с. Почему?

К о р и н а. Не знаю. Жуть и все. (Хочет зайти в дом.)

Т о м а с. У него -- дама!

К о р и н а. Подумаешь! Я же никого здесь не знаю! Весной были совсем другие люди. Ты давно здесь?

Т о м а с. Третий месяц.

К о р и н а. Ужас!

Т о м а с. Почему?

К о р и н а. Как на вокзале!

Т о м а с. Я об этом как-то не думал. Не люблю впадать в меланхолию.

 

Корина размашисто садится на край фонтана.

 

Осторожней!

К о р и н а. Что здесь?

Т о м а с. Лебледенок. Маленький лебледенок. Это его леблединое озеро.

К о р и н а. Потрясающий уродец!

Т о м а с. Вам не нравится? Вы не находите в нем сходство со мной?

К о р и н а. В общем-то -- да! В профиль. Но ты не расстраивайся. Он даже симпатичный! И не зови меня на вы. Я что, старуха?

Т о м а с. Симпатичный уродец советского происхождения! (Залез в бассейн, поцеловал лебедя в обломанный нос.) Спи, детка, спи, крошка! В пруду рыбки уснули, в саду птички уснули, все уснули -- бай-бай! (Выбрался обратно, после паузы.) Я тебе честно скажу --мне не везло в жизни.

К о р и н а. Удивил!

Т о м а с. Меня мать даже из роддома не хотела забирать. Этого я никому не говорил -- только тебе.

К о р и н а(мрачно). Моя мамаша вообще хотела сделать аборт!

Я уже два месяца, как зародилась, а она еще ходила и думала -- жить мне или нет! Какие после этого могут быть нервы?

Т о м а с. Они с отцом не были расписаны. Он несколько раз приезжал, когда я был маленький. Из Эфиопии. Ты когда-нибудь видела эфиопов?

К о р и н а. Нет.

Т о м а с. Эфиопы -- красивый народ! Высокий! Мой дед был настоящий эфиоп!

К о р и н а. Моя мамаша с отцом всего два года прожила. Кто с ней уживется? (После паузы.) Так у тебя отец негр?

Т о м а с. Наполовину.

К о р и н а. Мой был самый нормальный белый мужчина, и все равно они ужасно жили.

Т о м а с. Представляешь? Она хотела меня бросить! Я ей показался слишком черным. Она никогда меня не любила!

К о р и н а. Но ведь не бросила!

Т о м а с. Не бросила... (После паузы.) Знакомых стеснялась! Впихивала то в

один интернат, то в другой! Я рос, как сирота!(И почти взвыл, жалея себя.)

К о р и н а. Тебя там обижали?

Т о м а с. А как же!

К о р и н а. У тебя вполне приличная внешность. Ты бы не сказал, я бы и не подумала.

Т о м а с. Я со временем посветлел. Другие темнеют, а я -- посветлел.

К о р и н а. Никому и не говори. Что ты сам рассказываешь?

Т о м а с. Ну, негр! Что в этом плохого?

К о р и н а. Ты упрямый! Тогда не жалуйся! (После паузы.) Ни у одного тебя мать, у меня тоже -- подарок. Бросит меня одну и уйдет куда-нибудь. Сейчас говорит -- не было такого, не выдумывай! Да мне с детства по ночам страшно! (Поежилась.) Холодно! Днем такая жара, а ночью холодно.

Т о м а с. Тебя проводить?

К о р и н а. Я тебе сказала -- я там боюсь!

Т о м а с. До рассвета еще два часа.

К о р и н а. Порядочно! (После паузы.) Я бы немного выпила!

 

Томас полез в фонтан, ищет что-то за лебедем.

 

Что ты там ищешь?

Т о м а с. Маленький алкоголик с нами поделится. (Достал бутылку с вином.)

К о р и н а. Здорово!

Т о м а с. Четверть бутылки! Надо продержаться! Пьем по три глотка. Дама приглашается первой.

К о р и н а(отпила). Здорово! Я согреюсь!

 

Теперь пьет Томас.

 

А ты симпатичный!

Т о м а с. Ты считаешь,

К о р и н а. Не говори никому, что у тебя дед негр, и все будет о"кей.

Т о м а с. Никому не скажу!

К о р и н а. Вот и молодец! Дай мне еще выпить.

Т о м а с. Надо экономить.

К о р и н а. Ничего, еще три глотка и сделаем перерыв. (Отпила из бутылки.) Отлично! Теперь обними меня. Обними, будет еще теплее! Люблю, когда тепло... Даже жарко... 

 

Томас обнял ее. Пауза.

 

Ну? Сколько времени прошло?

Т о м а с. Минут пятнадцать...

К о р и н а. Как встретились или как стали пить вино?

Т о м а с. Как стали пить вино.

К о р и н а(после паузы). Давай целоваться? Время пройдет быстрее. Подожди, не так... Не спеши...

 

Подошел Мальчик, остановился в стороне и наблюдает за ними. Томас и Корина не сразу замечают его. Наконец, Корина увидела Мальчика.

 

(Отталкивает Томаса.) Что ты здесь делаешь?

М а л ь ч и к(насмешливо). Смотрю!

К о р и н а. Ты был в номере?

М а л ь ч и к. Конечно!

К о р и н а. Я знала... Уходи отсюда! Убирайся! Слышишь? Пошел вон! Я все расскажу Радлову!

М а л ь ч и к. Радлов уехал.

К о р и н а. Ты почему не уехал?

М а л ь ч и к. Я поеду... потом.

К о р и н а(в отчаянии). Уходи! Убирайся! Убирайся!

Т о м а с. Уходите! Вы видите -- девушка нервничает.

М а л ь ч и к. Молчи.

Т о м а с. Я сказал -- уходите!

 

Мальчик небрежно, одной рукой толкает Томаса. Но удар такой сильный, что Томас летит в фонтан.

 

М а л ь ч и к(Корине). Пошли.

К о р и н а. Никуда я с тобой не пойду!

 

Тогда Мальчик берет Корину за руку и тянет за собой. Корина вырывается, бьет его по руке.

 

Пусти! Пусти! Пусти!

Т о м а с(выбрался из бассейна). Мерзавец! Отпусти ее!

М а л ь ч и к. Тебе мало?

Т о м а с(с яростью набросился на Мальчика). Отпусти девушку!

 

Тогда Мальчик разворачивается и бьет Томаса, потом бьет еще. Томас падает на землю. Мальчик опять берет за руку притихшую Корину и уводит за собой. Они ушли. Открывается дверь и выходит Айк.

А й к(после паузы). Эй! Что там?

Т о м а с(после паузы). Это ты, Айк?

А й к. Томас? Что ты там ползаешь?

Т о м а с. Меня, кажется, убили...

А й к. Не болтай! (Подошел, наклонился, пытается поднять.)

Т о м а с(застонал). Не надо... Больно!

А й к. Кто?

Т о м а с. Понимаешь... Я чемодан принес... Пришла Корина... Потом этот... Мальчик... (Заволновался.) Айк, он мерзавец! Иди туда, Айк! Я прошу! Иди! Она прелесть, эта девочка! Она -- чудо! Она -- ангел! Айк, умоляю! Он скотина!

А й к(холодно). Чего хочет женщина, того хочет Бог.

Т о м а с. Она не хочет, Айк, она не хочет! Айк, я прошу!

(После паузы.) Мне плохо, Айк... Мне что-то совсем...

 

В дверях -- Люся.

 

Л ю с я. Что-то случилось?

А й к. Возьми чемодан и иди в дом!

Л ю с я. Почему так грубо?

А й к. Возьми чемодан и иди в дом!

 

На следующий день. Комната Айка. Татьяна ожесточенно моет полы. Входят Света и Галя. Осматриваются.

 

Т а т ь я н а(хмуро, после паузы). Вам кого?

С в е т а. Нам? Полозова.

Г а л я. Нам сказали, он здесь живет.

С в е т а. Здесь. Вон его рубашка.

Г а л я. Пить хочу! (Наливает воду из крана.)

Т а т ь я н а(враждебно). Осторожней, раковина рухнет!

С в е т а. Мне тоже налей. Во сколько мы выехали?

Г а л я. Из дома? В три.

С в е т а. Ничего себе -- конец! (Пьет воду. Заметила под кроватью туфли Айка.) Туфли совсем сносил. Прошлой осенью покупали.

Г а л я. Так сколько времени прошло!

С в е т а. Я годами ношу обувь, а на нем горит, как на мальчишке.

Т а т ь я н а(насмешливо). Вы от его сестры?

С в е т а. Мы сами сестры! Вот она -- сестра. А я... жена. (После паузы.) Вас это устраивает?

Т а т ь я н а. По мне, чтобы вас устраивало... Мне что!

С в е т а. Теплый прием. Я вся мокрая, я переоденусь. Не хочешь переодеться?

Г а л я(заметила Люсин чемодан). Нет...

С в е т а(переодевается). Что это ты сникла?

Г а л я. Устала...

Т а т ь я н а(моет пол). Подвиньтесь!

С в е т а. Он скоро придет?

Т а т ь я н а. Не знаю.

С в е т а. А где его можно найти?

Т а т ь я н а. Откуда я знаю!

 

Пауза.

 

С в е т а. Теплый прием. Пошли на пляж. У нас мало времени... Я два года не была на юге.

 

Они ушли. Татьяна продолжает еще ожесточеннее заниматься уборкой -- грохочет кроватями, двигает тумбочки. Входит Айк.

 

Т а т ь я н а(выпрямилась, сурово). Ну?

А й к. Меня к нему не пустили...

 

Вместо ответа Татьяна только с грохотом передвинула стул.

 

(После паузы.) Да, такой чистоты здесь сроду не бывало. Что это за тряпки?

Т а т ь я н а. Гости приехали!

А й к. Кто?

Т а т ь я н а. Жена твоя и сестра.

А й к. Да ну?

Т а т ь я н а. Готовься! Подставляй голову! Наденут ошейник!

А й к. Это мы еще посмотрим...

Т а т ь я н а. Отпрыгался! Всех вас только на цепь и сажать! (Бьет шваброй по его ногам.) Ноги убери!

 

На галерее показалась Корина.

 

К о р и н а. Ты дома?

Т а т ь я н а. Видеть не могу эту дрянь!..

А й к. Ладно, не зверствуй... Томас крепкий, покрепче нас с тобой. Такие жилистей!

Т а т ь я н а(заплакала). Знаю, какой он крепкий!

 

Корина -- в окне.

 

Видеть ее не могу...

 

Татьяна отставила швабру, ушла.

 

К о р и н а. Привет!.. (После паузы.) Что с этим парнем?

А й к. Он в больнице.

К о р и н а. Мне очень жалко... Извини...

А й к. Я-то здесь при чем?

К о р и н а. Я не думала...

А й к. Ты вообще мало думаешь.

К о р и н а. Но я же не виновата!

А й к. Его судить могут...

К о р и н а. Да брось ты! Радлов своих не даст...

 

Пауза.

 

Я хочу уехать...

А й к. Куда?

К о р и н а. Домой, конечно!

А й к. Уезжай...

К о р и н а. Вернусь к матери, пойду работать... Или  учиться... Я же хорошо училась в школе... Любила делать уроки...

А й к. Где мальчик?

К о р и н а(неопределенно). Там...(После паузы.) Ты меня не уважаешь?

А й к. Это вопрос к мужчинам.

К о р и н а. Почему? (После паузы.) Я люблю Радлова... Не веришь? (Истерично.) Люблю Радлова... Я люблю Радлова! Когда мы встретились, мне было шестнадцать лет! (После паузы.) Думаешь, он не знал, что между нами тогда ничего не было? Что я пришла и ушла? Думаешь, не знал? Просто он так решил!

 

Пауза.

 

А й к. Тихо... Иди сюда... (Втянул Корину в комнату.)

К о р и н а. Ты что?

А й к. Тихо... (После паузы. Повысил голос.) Мальчик! Подойди!..

 

В окне показался Мальчик.

 

М а л ь ч и к. Ну?

А й к. Может, и ты спросишь, как тот парень?

М а л ь ч и к. Ну? (Ухмыльнулся.) Как тот парень?

А й к. Отлично! Хочу передать тебе привет! (Хватает Мальчика за волосы и жестоко бьет головой о подоконник.) Привет от Томаса!

К о р и н а(визжит). Отпусти его!

А й к(бьет еще). Привет от меня!

 

Корина визжит, цепляется за Айка, пытаясь освободить Мальчика.

 

(Бьет еще.) От Татьяны! Теперь -- пошел вон! Я устал.

 

И... отшвырнул Мальчика от окна.

 

К о р и н а(с плачем выбирается следом за Мальчиком). Ненормальный какой-то! Ненормальный!..

 

У входа в старый санаторий. Айк выходит из дома, спускается вниз по лестнице. Навстречу ему -- Галя и Света.

 

А й к. Привет...

С в е т а. И это все?

А й к. А что вы хотите?

С в е т а. Хоть бы обнял! Ну, не меня -- сестру!

А й к(поцеловал Галю). Здравствуй.

С в е т а. Мы выехали из дома в три, в два часа встали, не спали всю ночь...

А й к. Сочувствую.

С в е т а. Ты не спрашиваешь, как дочь?

А й к. Как дочь?

С в е т а. Спасибо, хорошо! (Взорвалась.) Ты видишь, Галя, видишь? Я говорила, дело не во мне! За все это время он выслал ребенку две открытки!

А й к. А деньги?

С в е т а. Деньги? Какие деньги? Это деньги? (Заплакала.) Ты видишь сама!

А й к(мучительно). Зачем вы приехали?

С в е т а(окончательно теряя выдержку). Он позвонил третьего марта, ты понимаешь... Я мыла квартиру, ждала его! Трубку взял Ростоцкий...

А й к. Ты тысячу раз рассказывала ей эту историю. Зачем?

С в е т а. Я попросила Ростоцкого повесить полку на кухне!

А й к. В час ночи?

С в е т а. Я купила новую полку! Подонок Семенов... Он всегда меня не любил!

А й к. Не надо все это, не надо...

С в е т а. Галя, скажи ему все! Это твоя сестра, она не будет обманывать! Она бывает у меня, она знает, как я живу!

Г а л я. Айк, ты валяешь дурака. Так папа говорит.

С в е т а. Ладно! Хватит!

Г а л я. У нас три обратных билета. Мы купили еще дома. Самолет вечером в одиннадцать тридцать...

С в е т а. Я даю тебе возможность, Аркадий! Я даю возможность!.. Я сама иду навстречу, я прощаю!..

А й к. Ты?

С в е т а(с ненавистью). Я даю тебе эту возможность! (После паузы.) Запомни -- больше этого не будет.

 

Пауза. Айк поворачивается и уходит.

 

Г а л я. Ты куда?

А й к. Надо работать...

 

Айк ушел.

 

С в е т а. Я совсем больная! Ужасно себя чувствую, ужасно! И эта бессонная ночь!..

Г а л я. Иди, полежи... Может, уснешь.

С в е т а. Да, пойду. А ты?

Г а л я. Я погуляю. Тоже ведь два года не была на юге...

С в е т а. Пойду... Я пойду... У меня нет сил!

 

Света ушла. Галя присела у фонтана. Пауза. Показалась Люся.

 

Л ю с я. Здравствуй.

Г а л я. Здравствуй.

 

Пауза.

 

Л ю с я. Я видела тебя на пляже.

Г а л я. Я узнала твой чемодан.

Л ю с я(после паузы). Это его жена?

Г а л я. Да.

 

Пауза.

 

Л ю с я. Я не думала, что так получится.

Г а л я. Я тоже не думала, что так получится.

Л ю с я. Ты же ее не любила...

Г а л я. А где гарантия, что в этом качестве я буду любить тебя?

Л ю с я. Почему ты так говоришь?..

Г а л я. У них -- семья.

Л ю с я. Ты сама говорила, она может обмануть...

Г а л я. Мы к ней привыкли. У нее... много хорошего. У них ребенок. Семья.

Л ю с я. С каких пор ты стала проповедовать домострой? (После паузы.) Кажется, я понимаю, в чем дело... Я зря написала тебе это письмо. Это ты уговорила ее приехать!

Г а л я. Я?

Л ю с я. Конечно!

Г а л я. Зачем?

Л ю с я. Ты еще спрашиваешь? Чтобы мне было так же одиноко, как и тебе!

 

Пауза.

 

Г а л я. Вечером мы уезжаем. Погуляй где-нибудь, если не хочешь неприятностей.

 

Люся уходит. Галя остается сидеть у фонтана. Дносится музыка.

 

Прошло несколько часов. Айк прогуливается по галерее. Появляется Татьяна.

 

Т а т ь я н а(после паузы). Что ты там делаешь?

А й к. На море смотрю... Каждый день одно и то же, даже раздражает. Как декорация!

Т а т ь я н а. У вас лучше?

А й к. Еще бы! Я бы сейчас погулял по дождику... Это такой кайф! Моросящий, легкий дождичек... Грибной!...

Т а т ь я н а. Где твои дамы?

А й к. Уехали.

Т а т ь я н а. То-то ты затосковал!

 

Пауза.

 

А й к. Была у Томаса?

Т а т ь я н а. Конечно!

А й к. Пустили?

Т а т ь я н а. Меня не пустишь! Лежит -- смеется...

А й к. Долго ему еще так смеяться?

Т а т ь я н а. Сказали -- до зимы. (После паузы.) Я его к матери заберу. За ним уход нужен. Там, знаешь, какой уход?

А й к. Представляю. (После паузы.) Знаешь, у нас даже зеленый цвет какой-то другой...

Т а т ь я н а. Лучше? По мне так здесь хорошо. У меня тут вся жизнь прошла. Это ты Мальчику морду набил?

А й к. Заметно?

Т а т ь я н а. Он еще спрашивает! А эту... я все равно видеть не могу...

А й к. Она еще не уехала?

Т а т ь я н а. А чего ей уезжать? У них там сейчас самая любефь!

А й к. С кем? (После паузы.) С Мальчиком?

Т а т ь я н а. С кем же еще?

А й к(после паузы). Тебе же он нравился.

Т а т ь я н а. Мне? Смеешься... (После паузы.) Радлова видела...

А й к. Где?

Т а т ь я н а. У гостиницы за портом. У него было такое лицо...

А й к. Какое?

Т а т ь я н а. Такое!.. (После паузы.) Мне его даже жалко стало.

 

Пауза.

 

А й к. Скучно, Татьяна!

Т а т ь я н а. Конечно, скучно.

А й к. А что, если я поеду? (После паузы.) Жена, дочь, белая скатерть...

Т а т ь я н а. Нагулялся?

А й к. Надевайте ошейник... Сажайте на цепь...

 

Пауза.

 

Если поймаю такси, успею в аэропорт.

 

Айк ушел в дом, вышел с небольшой спортивной сумкой.

 

Привет Томасу. Бог даст -- свидимся. Отдай ей... чемодан. Скажи, что мне... скажи, что мне жаль...

Т а т ь я н а. И это все?

А й к. Да. Все. Скажи, мне жаль... Она умная. Поймет. (После паузы.) Ты хороший товарищ, Танька... Может, у меня лучше и не было. Да и вообще... Неплохо мы тут с тобой жили... Ну! (Расцеловал Татьяну. После паузы.) Поехал!

 

Айк ушел. Какое-то время Татьяна смотрит ему вслед. Потом идет в дом, возвращается с картиной-репродукцией и Люсиным чемоданом. В ожидании садится у фонтана. Но долго ждать ей не приходится -- появляется Люся. Нерешительно поднимается по ступенькам.

 

Т а т ь я н а. Там никого нет! Дверь я закрыла! Там больше нельзя!

Л ю с я(после паузы). А где он?

Т а т ь я н а. Уехал.

Л ю с я. Куда?

Т а т ь я н а. Домой.

Л ю с я. Как... уехал?

Т а т ь я н а. Так и уехал. (После паузы.) Вот твой чемодан.

 

Пауза.

 

Он просил передать, что ему... жаль...

Доносится музыка. И на картине Ватто счастливые влюбленные

другой исторической эпохи устремляются к кораблю, чтобы

отплыть на нем в бесконечное любовное плаванье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К о н е ц.

 

 

 

1994г.

 

 

Пищевые семена ||||